В России появится долгосрочная стратегия развития транспорта. Несмотря на все старания государства, развитие транспортной инфраструктуры в России идет крайне медленно. Вчера это констатировал президент РФ Владимир Путин. Выступая на заседании Госсовета в Красноярске, он охарактеризовал положение дел в транспортной отрасли как крайне запущенное. В Минтрансе уверены: чтобы ускорить строительство новых дорог и модернизацию старых, дать импульс развитию железнодорожного, воздушного и водного транспорта, нужна долгосрочная стратегия развития всей транспортной отрасли.
С таким предложениям вчера выступил глава Минтранса Игорь Левитин. Президент эту идею поддержал, но с одной оговоркой: стратегия развития транспортной отрасли должна опираться на стратегию развития всей экономики страны.
Дорожные потери
Для России с ее огромными расстояниями развитие транспортной инфраструктуры - задача первостепенной важности. Главная проблема - развитие дорожной сети. Экономические потери из-за плохого состояния автомобильных дорог или полного их отсутствия обходятся России ежегодно в 3% ВВП (это больше, чем затраты на оборону).
Хуже всего, что потребность России в хороших дорогах с каждым годом возрастает, а удовлетворить ее государство пока не в состоянии. Более того, происходит обратный процесс: протяженность дорог, пришедших в негодность, больше, чем длина дорог, которые вводятся в строй. Общая протяженность дорог в России - 950 тысяч километров. Для сравнения: в США аналогичный показатель равен 6 млн километров. Кроме того, по данным, которые недавно привел руководитель Росавтодора Олег Белозеров, сейчас в России только 37% дорог соответствуют хотя бы минимальным требованиям качества. Характерный пример - наихудшей дорогой в мире в прошлом году была признана федеральная трасса М-56 "Лена", которая проходит в Якутии. Печально известной она стала прошлой осенью, когда из-за обильных дождей трасса не выдержала и расползлась под колесами дальнобойных машин. В результате на дороге образовались непроходимые пучины, превратившие отдельные участки трассы в первозданное болото. Несмотря на то что траты государства на дорожную инфраструктуру растут, денег все равно не хватает. В этом году в федеральном бюджете на эти нужды заложено 223 млрд рублей, в следующем - 251 млрд рублей. Кроме того, около 41 млрд рублей на строительство дорог заложено в Инвестиционном фонде. Тратить эти деньги государство планировало уже в 2007 году, однако из-за бюрократических проволочек сделать это не удалось. Между тем согласно оценке Минтранса в этом году общий объем инвестиций в транспортную отрасль составит 770 млрд рублей (на 43% больше, чем в прошлом году).
Дорога в будущее
«Для России современная и передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее», - заявил в Красноярске Владимир Путин. По его словам, "она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода к инновационному пути развития».
Впрочем, в этих заявлениях нет ничего нового. Об инфраструктурном голоде, в том числе и в транспортной отрасли, президент России говорит уже не первый год. А на Госсовете этот вопрос рассматривается уже второй раз подряд. И если другие инфраструктурные отрасли, в частности электроэнергетика, долгосрочные планы развития уже разработали (в ближайшее время правительством будет принята генсхема по размещению энергообъектов до 2020 года), то всеобъемлющего транспортного прогноза пока нет. Вчера глава Минтранса Игорь Левитин предложил разработать транспортную стратегию до 2030 года. Между тем одна из ее главных составных частей (стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года) правительством уже одобрена. По словам Левитина, разработка стратегии позволит скоординировать работу всех видов транспорта, а также согласовать схему территориального развития транспортной системы со схемой развития регионов.
По планам Минтранса инвестиции в развитие транспортной системы до 2030 года прогнозируются в размере 4,8% ВВП, в том числе общегосударственные и региональные средства - в размере 2,2% ВВП, остальное должен оплатить частный бизнес. При этом доля транспорта в ВВП составит примерно 4 трлн рублей.
Основой для разработки стратегии стать федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие транспортной системы России в 2010- 2015 годах". Глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что максимальный объем финансирования этой ФЦП предполагает увеличение расходов бюджета на 75% уже к 2010 году. Однако окончательные параметры ФЦП будут согласованы к маю 2008 года.
Идея разработки транспортной стратегии до 2030 года появилась у Игоря Левитина отнюдь не вчера. Более того, как стало известно «Газете», Министерство транспорта решило отдать эту важную государственную задачу на аутсорсинг. Еще 24 сентября ведомство объявило открытый конкурс на разработку стратегии. 24 октября прием заявок был закрыт. В конкурсной документации, в частности, указано, что разработать стратегию победитель конкурса должен не позднее 15 сентября 2008 года, а первую часть проекта, включающую научно-исследовательскую работу, завершить уже к 3 декабря этого года. Победитель конкурса пока не определен.