Объем продаж автомобилей в России в ближайшие годы зависит от того, по какому пути будет развиваться экономика. Оптимистический прогноз опирается на западную модель, пессимистические предсказания предполагают энерго-сырьевой сценарий развития. Важную роль сыграет также объем утилизации машин. Такие выводы содержатся в докладе, опубликованном вчера партнером PricewaterhouseCoopers.
Автопроизводители, составляя квоты для России, пока не могут ответить, при каком количестве автомобилей на 1 тысячу человек рынок стабилизируется. Нет и единого примера для подражания: если в США этот показатель составляет 750 машин, то для Восточной Европы достаточно всего 300-350 автомобилей.
Неясно также, при каком уровне ВВП на душу населения произойдет стабилизация авторынка и когда этот уровень будет достигнут.
Свое видение пути, по которому пойдет Россия, обнародовал партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. Он предложил два варианта развития автомобильного рынка на ближайшие 10 лет - оптимистический и пессимистический.
Первая, западная, модель предполагает достижение к 2020 году уровня 400 машин на 1 тысячу человек (сейчас этот показатель составляет 200 автомобилей). Модель основана на прогнозах развития российской экономики до 2020 года (по данным Минэкономразвития). В этом случае количество автомобилей на 1 тысячу человек населения будет бурно расти до 2014 года, затем рост замедлится и стабилизируется к 2020 году. Эта модель аналогична тому, как развивались авторынки в США, Германии, Японии и Южной Корее. Там прирост числа автомобилей начался, когда ВВП на душу населения составил $10 тысяч в год, и замедлился, когда этот показатель достиг $30 тысяч: все, кто хотел купить себе автомобиль, уже купили. В соответствии с таким сценарием в России пик продаж автомобилей придется на 2014 год и составит около 5,6 млн новых автомобилей в год. Затем рост начнет замедляться и к 2020 году остановится на отметке около 3,8 млн автомобилей в год. Этого будет достаточно для поддержания постоянного количества машин.
Второй путь основан на энерго-сырьевом сценарии развития экономики (по данным того же Минэкономразвития). В этом случае рост к 2020 году остановится на уровне 300 машин на 1 тысячу человек. Объем продаж перестанет расти уже в 2009-2010 годах, достигнув отметки 3,5 млн машин в год, и к 2020 году постепенно снизится до 2,6 млн в год.
На созревание российского авторынка огромное влияние будет оказывать уровень утилизации автомобилей. В качестве примера Стенли Рут привел статистику за последние 17 лет. В этот период времени российский автопарк рос постоянными темпами, несмотря на экономические потрясения и кризисы. Это объясняется тем, что в 1990-е годы практически не происходило выбывания автомобилей, парк старел, но увеличивался. Выбывание автомобилей начало возрастать только в 2000-х, и этот показатель стал приближаться к западноевропейским. В 2006 году он составил 3% (более 800 тысяч автомобилей), и в ближайшие годы возможен дальнейший рост. Согласно первому сценарию, утилизация составит 6% автопарка в год, согласно второму - 5%, то есть будут списываться более старые машины. Однако в любом случае у иностранных автопроизводителей есть повод для радости: сейчас из 28 млн автомобилей около 20 млн составляют старые отечественные машины, которые постепенно будут замещаться на новые иномарки. Даже возможные кризисы не остановят рост автомобильного рынка. «Тот факт, что в России долго не было возможности купить машину, повлиял на важность приобретения транспортного средства больше, чем в других странах, - говорит Стенли Рут. - Как только у людей появляется возможность, они покупают машину».